Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Светлячок» Аннотация к образовательным программам групп дошкольного возраста Образовательные программы в ДОУ разработаны на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Образовательной программы дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой; Нормативной базой для составления Программ являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2. - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. - Устав ДО. - Основная общеобразовательная программа – образовательная программа МАДОУ № 23 «Светлячок» ГО Карпинск. Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Программы сформированы, как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяют комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Обязательная часть Программ разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Программы включают три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Цель программ: Создание социокультурной среды развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, с учѐтом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей. Расширение прав и возможностей ребѐнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство. Задачи программ: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. * при необходимости инклюзивного образования, обеспечить право курсовой подготовки для работы с детьми ОВЗ. Принципы и подходы к формированию Программ: В соответствии с ФОП ДО Программы построены на следующих принципах: Наименование Определение Реализация ДО принципа принципа Научности Предполагает Использование соответствие программ, специальных содержания образования технологий, имеющих уровню развития научное содержание, современной науки и включение в техники, опыту, образовательную накопленному мировой деятельность научно — цивилизацией. познавательного материала. Доступности Требует осмысления Подготовка и проведение проблемы трудности и занятий. объема развивающего материала, подлежащего усвоению. Развивающего Целью является развитие Создание развивающей образования ребенка. Развивающий среды характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Итеграции Представляет собой Реализация принципа объединение в единое интеграции при создании целое ранее предметноразвивающей разрозненных частей и среды в дошкольном элементов системы на учреждении. Интеграция основе их образовательных взаимозависимости и областей, выделение взаимодополняемости. сквозных тем, интеграция разных видов детской деятельности, интеграция форм, Комплексности Предполагает всестороннее, многоаспектное, многофакторное рассмотрение системы (объекта оригинала), как неоднородной, взаимосвязанной и взаимодействующей совокупности компонент избирательно вовлеченных в единое целое в соответствии с определенными исходными концепциями, причем согласованное функционирование исходных компонент направлено на достижение единой глобальной цели. методов, средств образовательного процесса, интеграция детсковзрослых отношений и др. Планирование воспитательно образовательного процесса. Срок реализации программ – 1год Содержание дошкольных образовательных программ раскрывает основные направления развития ребенка и изложено по образовательным областям (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) в соответствии с возрастными этапами развития детей (от двух месяцев до 7-8 лет). В каждой области представлены результаты освоения детьми содержания, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними. Освоение детьми содержания Программ осуществляется не только в новых форматах (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и др.), но и при сохранении результативного опыта дошкольного образования (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий). Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.